Путевые заметки стольника П. А. Толстого о Могилеевской губернии в 1697—1699 гг.


Авторы: П. А. Толстой; Год издания: 1900

Из издания: Могилевская старина. Выпуск 1

Карта Могилевской губернии 1821 г.
Карта Могилевской губернии 1821 г.

В 1697 г. посланы были царем Петром I заграницу 37 человек лучших русских фамилий для изучения морского дела. В числе их был и стольник Петр Толстой, впоследствии министр великого императора, бывший в первый период северной войны послом в Константинополе, и известный судья царевича Алексея.

Толстой совершил путешествие в Италию и на Мальту в 1697-1699 гг. и оставил после себя в рукописи путевой дневник с краткими сведениями о тех местностях, в которых ему приходились бывать.

Рукопись занимаете 161 полулист и хранится в библиотеке казанского университета. Извлечения из нее печатались покойным Н. А. Поновым в «Атенее» 1859 г., «Русском Вестнике» I860 г. и в «Древней и Новой Росгии» 1875 г. Целиком рукопись напечатана в 1888 г. в «Русском Архиве». Мы пользуемся редакциею «Русского Архива».

Из Москвы Толстой отправился 26 февраля 1697 г. До самой границы австрийской он ехал на собственных лошадях. Путь его лежал через Смоленск, Романово, Горки, Могилев, Головчин, Бобр, Борисов, Минск, Мир, Слоним, Бельск, Варшаву. Возвратился он в Москву 28 января 1699 года, путешествуя на Варшаву же, Бельск, Журавичи (Этого же пути держались, как известно, и наши могилевские депутаты, неоднократно ездившие в XVII и XVIII вв. в Варшаву), Мир, Минск, Борисов, Бобр, Толочин, Оршу, Дубровну, Баево, Смоленск.

По характеру и направленно, дневник Толстого не принадлежит всецело эпохе древней Руси. Правда, автор почти исключительное внимание обращал на церковность, описывая храмы, богослужения, чудотворные иконы, указывая различия в обрядах и вероисповеданиях; но при этом у него уже не заметно той нетерпимости, с которою в то время относились наши предки ко всему иноверному и иностранному. Очевидно, эпоха реформ уже назрела.

Из дневника мы берем те записи, которые касаются нашей могилевской губернии и соседних с нею пунктов (Извлечение это было сделано в 1895 г. «Могилевскими Епархиальными Ведомостями» относительно могилевской губернии). «Русским архивом» некоторые топографические названия напечатаны с искажениями, которые, очевидно, принадлежать переписчику (Половчин вместо Головчин, Нагу вместо Начу и т. п.). Мы пробуем восстановить их орфографию по спискам, современным путешествию.

Марта в 18-й день. Поехал из Смоленска в надлежащий путь...

Марта в 19-й день. В селе Жарковках того числа ночевал для того, что дорога была зело трудна.

Марта в 20-й день. Из Жарковок приехал обедать в дворцовое село Красное. В том селе Красном и ночевал.

Марта в 21-й день. Из села Красного приехал в село Зверовичи... В том селе Зверовичах и ночевал для того, что путь зимний испортился, и на санях ехать стало невозможно. Тут перебрался из саней на телеги.

Марта в 22-й день. После обеда поехал из Зверовичей, приехал ночевать в деревню Василевичи... а до польской границы не доехал. Та деревня Василевичи две версты, и в той дерене в 23-й день обедал. Того же числа после обеда из деревни Василевичи приехал к польскому рубежу, к реке Ивате (приток реки Мереи), которая граничит московское государство с польским и литовским. На той речке от смоленской стороны построена дворцовая деревня Бурцова, а на другой стороне речки Иваты против деревни Бурцова построена деревня Волкова (Валиково) польского короля; от Смоленска деревня Бурцова 14 миль. Того же числа, переехав границу, приехал ночевать в село Романово, от границы 2 мили. То село Романово княжны слуцкой, а в опеке или в обороне воеводы Троицкого (конечно - троцкого) пана Оляховскаго. В том селе жители разных вер: есть благочестивые греческого закона, есть католики, есть немало и жидов. Греческой святой веры в том селе одна церковь во имя св. Троицы.

Марта в 24-й день. После обеда из села Романова проехал в местность гетмана литовского Сапеги, в деревню Котелеву, от Романова две мили. Того же числа из деревни Котелева приехал ночевать в маетность великого гетмана литовского Сапеги, в село Горки. То село Горки гетман Сапега взял в приданое своему сыну Григорию у пана Полубенскаго за дочерью. В том селе Горках есть благочестивая греческого закона церковь одна, а униатских две церкви, римский костел один, жидовская божница одна. То село великое, в нем есть всяких жителей больше тысячи дворов разных вер, греческого закона, и римляне, и униаты, и жиды. От деревни Котелева до села Горок одна миля (дорога шла несколько южнее нынешней). В том селе Горках марта в 25 день, т.е. на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, слушал обедню во благочестивой греческого закона церкви, которая во имя Пресв. Богородицы честного и славного Успения. В том селе стоял на мещанском дворе, которые мещане суть благочестивой греческой веры. Того же числа после обеда. поехав из села Горок, приехал ночевать в маетность того же вышеупомянутая литовского великого гетмана Сапеги, в село Городецкие, от Горок две мили, и стоял на дворе у шляхтича пана Тетерскаго; в том селе церковь униатская.

Марта в 26-й день. Из села Городецкаго приехал обедать того же гетмана Сапеги в деревню Губино, от села Городецкаго одна миля; того же числа из Губина приехал ночевать в королевскую маетность, в деревню Губари. Та деревня могилевского уезда (значит, граница могилевского уезда почти совпадала с восточной границей черневской в. Чаусского уезда). От Губина до Губарей 2 мили.

Марта в 27-й день. Из деревни Губарей поехал после обеда и приехал ночевать в королевскую маетность могилевского же уезда, деревню Ждановичи. Под тою деревнею Ждановичами переезжал через реку Бась (Бась, Бася) с великою трудностью от разлития великих вод. От деревни Губарей одна миля.

Марта в 28-й день, т.е. в неделю цветоносную, обедал в вышеупомянутой деревне Ждановичах и после обеда из той деревни поехал ночевать в королевскую маетность, деревню Воиново (кажется –нынешнее Фойна), от Ждавовичей 3 мили.

Марта в 29-й день. Из деревни Воинова приехал ночевать в село Лупаново (Луполово), от Воинова 3 мили; в том месте путь належал мне ехать подле реки Днепра но левую сторону. То помяненное село Лупаново, против города Могилева на берегу реки Днепра.

Марта в 30-й день. Переехав р. Днепр на пароме, приехал в город короля польского Могилев. На том перевозе немалая была конфузия, т.е. замешание от могилевских начальников для того, что могилевцы имели некоторое опасение, и перевозить было москвичей через реку Днепр в Могилеве не велели. Для того замешания ходил я на ратушу с проезжею великого государя грамотою, где, ту проезжую грамоту смотря, бурмистры отослали меня с тою грамотою в верхний город. В том верхнее городе, ту приеизжую грамоту смотря, отослали мена с тою грамотою на двор одного начального человека, который в то время был от гетмана литовского Сапеги прислан в Могилев, который называется пан Бурба. Тот помяненный Бурба, смотря ту проезжую грамоту, велел меня, со всеми при мне бывшими людьми и вещами, перевезти через реку Днепр и велел мне стоять на предместье, а не в городе, а в город велел пускать меня временно, для какой нужды случится. И стоял я на предместье на дворе у мещанина, который благочестивой греческой веры. Город Могилев велик, и около города посады великие, много в посадах садов. Тот город Могилев много больше Смоленска. Кругом посадов город земляной, от реки Днепра зачат и паки к реке Днепру приведен. Верхний город земляной же, зело высок; в город двое проезжих ворот каменных да двое деревянных, башен кругом нет. В Могилеве живут купецкие люди. Тот город каменный, называется королевская экономия, т.е. королевский, дворцовый, а поляки попросту называют тот город королевская кухня. Жители Могилева мещане, все благочестивой греческой веры. В Могилеве монастырь благочестивый, называется Братским, живут в нем иноки. Около монастыря ограда каменная и церковь в нем соборная каменная же немалая, изрядного строения. В том же городе другой монастырь благочестивый называется Спасским, в нем церковь деревянная. На посаде три церкви каменный да восемь деревянных, всего 11 церквей благочестивых; да за городом, в двух верстах от Могилева, монастырь мужской, в нем церковь каменная изрядного строения; за городом же монастырь Николаевский, а в нем живут инокини благочестивой греческой веры. В том монастырь церковь каменная изрядного строения. На посаде мещанских богатых домов зело много, строения каменного, многие дома деревянного хорошего строения. В том городе Могилеве много живет евреев, и зело богаты и дома имеют изрядные. Мещанских домов в Могилеве и на посаде с 20000, а жидовских с 10000 (конечно, большое преувеличение). В том городе улицы вымощены диким камнем; рядов в Могилеве много, в которых лавок зело много для продавания всяких товаров изрядных; в рядах лавки каменные. В том городе римской веры людей немного, и костелов римских в Могилеве только два. и те гораздо небогаты, один каменный, зело древний, другой деревянный, в котором служат и иезуиты; а каменный костел называют фарою, и служат в нем плебаны; да на предместье церковь римская деревянная; у той церкви живут законники римские. Алтари в римских костелах сделаны по обыкновению римскому без переграды и без дверей, также и престолы по их западному обыкновенно, а для приходящих поделаны в римских церквах места, где приходящие стоят и садятся. Того же числа быль я в кармелитанском костеле; тут сделаны в алтарь двое дверей, подобно как бывает в восточной церкви — южные и скверные, и написаны на них образы Мельхиседека и Аарона. Между тех двух дверей сделан престол, а царских дверей нет. В том же костеле еще других пять престолов; в том костеле украшение святым иконам и убрание престолам хорошее, подобно восточным церквам; и главы на них и кресты есть четвероконечные, и колокольни у костелов есть, и колокола невеликие бывают, и благовест; и звонят как у греческих церквей в Малой России, очепами. В том городе хлеб купят высокою ценою, харчу всякого много, и рыбы живой немало, однако ж все недешево. Правитель того города называется виц-эконом, а в мою бытность в Могилеве его не было; был в то время в Вальне у гетмана Сапеги.

Марта в 31-й день, т.е. в среду страстной недели, был я в вышепомяненном Братском монастыре у преждеосвященной обедни; в том монастырь церковь соборная великая, в ней 8 столпов, около столов сделаны хоры. Строение в той церкви изрядной резной работы золоченое. Та церковь вся подписана стенным письмом изрядным, иконостас резной, золоченый, великий, изрядной работы. На страстной неделе в той церкви иконостас весь и святые иконы завешаны были крашениною вишневою, и по той крашенине писаны страсти Христовы живо добрым письмом (подобная крашения имеется в могилевской Николаевской церкви. Часть ее хранится в церк.-археологич. музее). Служба в той церкви отправляется греческого обыкновения, зело чинно, святыя иконы у столпов изрядных писем и зело богатым украшением убраны. Та церковь построена во имя св. Богоявления. У той церкви по обеим сторонам по приделу, один во имя Сошествия св. Духа, другой во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Того же дня был я за городом в церкви Воскресения Господня; та церковь деревянная, иконостас в ней золоченый. резной и завешан был на страстной неделе так же, как и в помяненном Братском монастыре, для воспоминания святых Господних страстей. Того же дня я был в римской каменной церкви, где службу отправляют плебаны, т.е. белые попы; тот костел велик, называют его во имя Успения Пресвятой Богородицы; в том костеле строение по обыкновенно римскому, суть в нем три престола, убора хорошего нет. На правой стороне в том костеле сделан гроб Господень, на котором лежала плащаница; тот гроб сделан подобно кровати и убран разными материями, и по краям завесы; по нем сделано множество зеркал небольших и средних, а у самой стены поставлено великое зеркало, и издалека зрению человеческому является изрядный перспектив; около того гроба множество лампад с маслом, которые все были запалены в потребное время. В том же костеле на хорах стоят органы небольшие. В Могилеве же вновь строят иезуиты каменный кляштор, т.е. монастырь немалый, построено уже много того монастыря каменным строением.

Апреля в 1-й день, т.е. в четверток страстной недели, был я в церкви Воскресения Христова; в то время в той церкви не было действа омовения ног по обыкновению греческого закона, и в соборной церкви у них того действа не бывает. На литургиях, на ектениях, в мою бытность в Могилеве упоминали о царях православных и великих князьях, о панах и о всем воинстве, для того, что в то время короля польского еще не было избрано; также на ектениях упоминают о вселенских патриархах православных и о киевском митрополите православном же. Священники имеют во облачении ризы короткие и подризники полотняные долгие, белые, подольники шитые (прекрасные образцы их имеются в нашем церк.-археологич. муее).

Апреля во 2-й день, т.е. в великий пяток, был я у вечерни в Братском монастыре; вечерня была в то время в теплой церкви; та теплая церковь каменная, без сводов и с накатным потолком; иконостас в той церкви и всякое строение изрядное; построена та церковь во имя святого евангелиста Иоанна Богослова. В то время, как на вечерне пропели стиховну, из алтаря священники вынесли на главах плащаницу и понесли в большую соборную церковь св. Богоявления; а священников было в облачении пять человек, а дьяконов было в облачении три человека. Как несли святую плащаницу, в то время звон был в том монастырь великий; та плащаница — писанная по белому атласу; и положили ту плащаницу в большой соборной церкви пред царскими дверями. Под тою плащаницею в большой соборной церкви вместо гроба был стол обит полотном, а сени над плащаницею и иных надписей и лампад, и никакого убора и украшения во было, И как принесли в большую церковь, в то время пели стихиру «Приидите, ублажим» и целовали плащаницу все. Потом казнодеи сказывали казание на кафедрах о распятии и погребении Господнем. А в великую субботу кругом церкви там плащаницы не носят.

Тот город Могилев по королевским привилегиям вольный город, а економ мещан могилевских ни в чем не ведает, а судит их во всяких делах войт. От проезда с московской стороны на левой стороне Могилева течет река Дубров(ен)ка и впала в реку Днепр подле самой могилевской стены.

Апреля в 3-й день, т.е. в великую субботу, был я у обедни в Братском монастыре и в соборной церкви того монастыря. Темный завесы от иконостаса отобраны были, и убрана была та церковь уборами изрядными.

Апреля в 4-й день. В ночь святой Пасхи в пятом часу начался быть в Могилеве у благочестивых греческих церквей благовест к заутрени, и я в то время был у заутрени в Братском монастыре. Около того монастыря, и по воротам градским, и по степам во время утреннего пения было немало стрельбы из пушек; также и у иных приходских церквей благочестивых во врем великоденской утрени была пушечная стрельба немалая. Могилевские жители к утрени на святую Пасху яиц не приносят. Того же числа в день св. Пасхи слушал литургию в Братском монастырь в соборной церкви. Святую литургию служил наместник и с пим шесть человек священников, да три человека дьяконов, все были в золотом облачении, зело богатом,. В то время во всем иконостасе; пред всеми свитыми иконами свет был предивный, золоченых превеликих свечей запалено было множество, и в самых верхних поясах запалено свеч премного ж. А как начали читать апостол, в то время из многих пушек стреляли трикраты. Св. евангелие читали священники и дьяконы, которые были в службе; всех читало св. евангелие десять человек. В алтаре из тех читало два человека священников, пред царскими дверьми в церкви один священник, у четырех столпов четыре человека, от западных дверей до амвона три человека дьяконов. И на чтении святого евангелия на всяком возгласе звонили шестью пошестикрат, и из пушек стреляли поединожды; а как дочли св. евангелие, в тот час стрельба из пушек была великая. Как начали петь херувимскую песнь, в то время выстрелили из пушек единожды и от северных дверей знатных мещан 24 человека вышло с великими свечами, восковыми, зелеными, и стали против алтаря, и стояли, доколе выход со св. дарами кончился. В то время выстрелили из пушек трижды. Вдруг на словах Христовых паки была стрельба из пушек; также стреляли во время пения причастника; а на явлении св. тела Христова и святой крови была великая пушечная стрельба у той Братской церкви и по всему городу, и потом выстрелили шестью из пушек, и по отпуске св. литургии выстрелили из пушек трижды. И как понесли артус, и паки мещане 24 человека с великими помяненными свечами шли кругом аргуса; в то время великий был звон; по том звоне, из одной великой пушки стреляли. В день св. Пасхи могилевские жители благочестивой греческой веры имеют обыкновение из домов своих никуда не выходить, все в своих домах пребывают тот весь день. В то время в церквах пред царскими дверьми ставят столы во знамение гроба Господня, где лежала плащаница. Того же числа у вечерни был в в Братском монастыре; священников в облачении было 6 человек, дьяконов 3 человека, и по вечерни казнодей на кафедре сказывал казание зело изрядно.

Апреля в 5 й день, т.е. в понедельник святой недели, был я у обедни в Николаевском девичьем монастырь. Там церковь каменная, иконостас великий, золоченый; там во время чтения св. евангелия, и на херувимской песни, и на словах Христовых, и на причастии стрельба была у той церкви из пушек, и пред царскими дверьми становились мещане с великими изрядными свечами 14 человек. И того ж дня была в Могилеве процессия, ходили со святыми крестами от всех благочестивых церквей к церкви Воскресения Христова. В той процессии священники шли в облачении и в шапках своих, которые всегда носят, и пред церковью Воскресения Христова прочли св. евангелие, и сказал казнодей казание пред церковью на кафедре в стихаре белом миткалином и в епитрахили.

Апреля в 6-й день, во вторник св. недели, был я у обедни в церкви Воскресения Христова, что близко города. В той церкви уборы и иконостас изрядные; у правого клироса в той церкви стоит образ чудотворный Пресвятой Богородицы. Того же числа был я в доме могилевского мещанина, который называется Захарий Антуфьевич. Дом имеет тот мещанин немалый, строение на дворе каменное, строение и уборы у него в палатах хорошие и сосудов серебряных немало. От того мещанина звал меня к себе в дом другой мещанин могилевский, который называется Каскович; тот мещанин дом имеет за городом, за рекою Дубров(ен)кой; в доме его строение деревянное хоромное изрядное. Все мещане могилевские ко мне были зело приятны, люди добрые и зело богатые.

Того же числа поехал я из Могилева в подлежащей свой путь и реку Дубров(ен)ку переехал под городом Могилевом по мосту; ночевал на лесу, от Могилева отъехав польских 2 мили. Всей бытности моей в Могилеве было 8 дней.

Апреля в 7-й день. С того стана приехал обедать в маетность (в тексте - местность) корунного гетмана польнаго пана Потоцкого, в деревню Булыжичи, от стана, где. ночевал, польских 2 мили. Того же числа приехал ночевать в местечко Головчин (Ib. Половчин), от Булыжичей 2 мили. То местечко Головчин литовского польского пана Слушки. В том местечке есть церковь благочестивая греческая и дом гетманский не великий.

Апреля в 8-й день. От местечка Головчина, проехав польских 3 мили, приехал обедать, проехав местечко Тетерино, на лесу. То местечко Тетерино литовского канцлера, сына князя Огинского. В том местечке 3 церкви униатских. Того же числа приехал ночевать в маетность подкомория литовского Мильского, в деревню Крутую (М. Круча) от стана польских 2 мили и ночевал, проехав ту деревню, на лесу.

Апреля в 9-й день. Приехал обедать в маетность маршала литовского, в деревню Еллян (деревня Ильяны подле ст. Славяны), от деревни Крутой польских 2 мили. Того же числа проехал мимо маетности подскарбия литовского Сапеги, местечка Бобр; то местечко великое, и домов жидовских в нем богатых много, и место людное; у самого подскарбия в том местечке двор невеликий, строение деревянное, низкое. От Еллян до того местечка польских 2 мили. Того же числа приехал ночевать в маетность князя Сангушки, в местечко Крупень (М. Крупки), от местечка. Бобра 2 мили, а от Еллян польских 4 мили, а не доехав того помяненного местечка, пepeезжал реку Бобр по мосту.

Апреля в 10-й день, приехал обедать в Борисовский повет в маетность воеводы полоцкого пана Слушки в местечко Начу от Крупени 2 мили. В том местечке Наче наехал на меня иноземец цесарской проды и сказал , что он едет в службу к великому государю к Москве. Того же числа приехал в маетность того же помяненного воеводы полоцкого, в местечко Ложници (Лошница борис. у.), от Начи () 3 мили и, проехав от того местечка польских 2 мяли, ночевал на лесу, от Начи польских 5 миль.

Апреля в 11-й день. Приехал обедать в город Борисов, от стана, где ночевал, польских 2 мили; всего от Могилева до Борисова 24 мили польских, а московских 120 верст, а от Москвы до Борисова 730 верст. Город Борисов имеет в себе замок земляной; в том замке строения никакого нет, только один двор воеводы полоцкого пана Слушки, потому что тот город Борисов его маетность. Посад около того замка невеликий, жители в городе Борисове и на посаде благочестивой греческой веры. Река течет под Борисовом зовомая Береза; в том городе жидовских домов много. Тут же пред посадом монастырь благочестивой греческой веры. Церковь в том монастыре соборная во имя Воскресения Христова. В той монастырь живут монахи, всего 7 человек, и имеют у себя игумена; в том монастырь в неделю Фомину слушал я святой литургии. В Борисове стоял я на мещанском дворе; в том городе Борисове униатов нет.

В Борисове ж есть костел римской веры один, деревянный, в нем служат плебаны, т.е. белые попы; в том костеле я был при службе римской; тот костел сделан во имя Пресвятой Богородицы; у того костела на левой стороне сделана малая каморка, которую поляки называют закрестьем; в том закрестье ксендз их при мне облачался, к службе готовясь: в начале надел на себя стихарь полотняный белый, во всем подобный греческим стихарям, потом положил на себя епитрахиль, которая не сшитая и мерою греческой епитрахили уже, и положил ее на себя крестовидно и подпоясался поясом — не плоским, толстым шнуром, и на левую руку положил один поруч узок, долог и не подобен нимало греческим поручам; на правую руку поруча не клал, и ризы надел, что поляки называют орнат, подобные не таким как греческие ризы; накшталич — как бывают архиерейские сакосы, только не сшиты бока и не застеганы, и рукава зело коротки; а на всех одеждах нашиты кресты. И облачась, вышел из закрестья, имея в руках сосуды, и тогда бывшие там люди римской веры все упали на колени перед тем плебаном. Хлопчик в белом стихарь нес книгу, которая называется их языком мшал, а по-славянски служебник, и положил ту книгу и сосуды священные поставил на престол, на котором ему отправлять мшу, т.е. служить обедню, и разогнул часть полотна подобно как литон и в том месте камень, что римляне имеют за антиминс, и учиня то, покадил, стоя на коленях; и открыв на престоле кивот, вынул другой потир и, покрыв золотою пеленою, поднял высоко и обратился с тем потиром лицом к народу. Тогда все бывшие там римляне упали на колени; в то время на хорах играли на органах. И поставил тот потир над кивотом, из которого его вынул (в том потире имеют они освященные сакраменты) и начал отправлять службу. Во время той службы па хорах пели латинским языком; в той службе вливал в потир вино и воду из разных сосудов, потом вынул из серебряной коробки платок а положил на дискос. а дискос — малая тарелка вызолоченная, а ничего на ней не изображено, и питал молитвы, и во время слов Христовых подносил или подымал высоко без дискоса оплаток, держа руками выше головы, чтоб можно всем бывшим при мше людям его видеть; потом подносил или подымал так же высоко потир. В том подношении люди бывшие там римляне на словах Христовых все падали на колени; всю мшу служил тот плебан со страхом и, обращался к народу, осенял рукою, подавая мир всем; латинским языком говорить молитву «Отче наш» и иные многие молитвы читал и, помяненного оплатка отломя часть, положил в потир и покрыл, а теплоты не клал; и потом, стоя у престола, многажды упадал на колени, престол целовал и оплаток потребил. Потом из келиха, или из потира все выпил и, полоскав потир, паки все то выпил же. С ним были в сослужении как пономари два мальчика в белых стихарях и стояли у алтаря на коленях и звонили в колокольчики, подавая народу знак, в которое время потребно всем упасть на колени. Потом плебан, потребя все из потира, вытер потир губою и полотном и поставил на его дискос и положил покровы и, обратись к людям, осенил народ рукою. Потир с запасными дарами поставил паки в кивот, в котором прежде стоял, а служащие сосуды подняв, отнес паки в упомянутое закрестье; а другой плебан в то время кропил весь народ освященной водой. Как служащий плебан разоблачился, и из того закрестья вышел в облачении другой плебан в иных ризах и с другими сосудами; и на том же престоле в то же время по отпуске первой служил другую мшу подобно первой. Престол. на котором служат мши, поставлен от помоста па трех ступенях, долгий и узкий, а не во все стороны равный. На том престоле поставлен помяненный кивот, в котором ставят потир с помяненным сакраментом. На том кивоте образ распятия Христова. Престол обивают изрядными парчами, а сверх обоя постилают простыню белую, а на ней литон, а в нем камень. А поставлен бывает престол в римской церкви к стене, а кругом его обхода не бывает, а евангелия на престоле нет. В том помяненном костеле на престоле стоит образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, написан подобно как пишут образ Смоленской Пресвятой Богородицы, а Младенец написан на левой руке; тот образ написан письмом изрядного мастерства, подобного московским письмам. На той св. иконе у образа Пресвятой Богородицы левое око и щека левая и нос весь черны, как бы чернилами замазаны; однако ж скрозь ту черность мало-мало что является знак образа. О том чудном знаке черном,, по вопрошанию моему, сказал мне ксендз римский, что та св. икона стояла прежде в благочестивой греческой церкви в местечке, которое называется Гумнаж, от Борисова 3 мили, и как-де великий государь московский царь Алексей Михайловичу всея великия и малыя и белыя России самодержец и, завоевал город Борисову и ту икону из того местечка принесли в Борисов, и поставлена-де была та святая икона в замке, и как-де воевод московских из Борисова взяли к Москве, ту святую Богородичину икону перенесли в помяненный Воскресенский благочестивый монастырь греческой веры; и стояла-де та святая икона в том монастыре пять лет, а тогда черного пятна в то время на той святой иконе не было; и как-де город Борисов по договорам утвердился в королевской сторон польской, и ту-де святую икону римляне из помяненного благочестивого Воскресенского монастыря взяли в римский костел; и как-де ту икону в римский костел внесли, и от того-де часа явилось на той иконе самое малое черное пятно, величеством с московскую копейку, и начало от того времени прибывать даже и до ныне по вся дни того пятна прибывает; и много-де того пятна покушались, чтобы краской то пятно закрыть, и многие-де мастера, иконники и живописцы, прикоснувшиеся к той святой иконе для записания того пятна, пострадали ручной болезнью и паки от той-де святой иконы исцеление получили, и ныне-де уже о том и покушатися не смеют, чтобы то пятно исправить. В том же костеле лежит камень серый, на нем знатно ступени ног человеческих, якобы человек стоял и изобразил бы ступени ножные на какой мягкой материи, и сказали, что-де тот камень найден в давних летах на лесу и принесен в Борисов с тою вышеупомяненною святою иконою Пресвятой Богородицы. В том же костеле стоят на престоле шесть шандалов серебряных, в них поставлены свечи белые, великие, которыяезажигают во время службы.

Того же числа поехал из Борисова и реку Березу переехал на пароме.

Обратное путешествие.

Января в 16 день 1699 года приехал обедать в село Начу, от Борисова 6 миль польских. Того же числа приехал ночевать в село Крупец (М. Крупки) от Начи 2 мили польских.

Января в 17-й день приехал обедать в село Славен (М. Славяны: пар. назв. Словень), от Крупеца 5 миль польских, а не доехав до того села за две мили, проехал местечко Бобр. Того же числа приехал ночевать в деревню Переволочну от Славени 5 миль польских, а не доехав той деревни за 3 мили, проехал место великое, которое называется Толочин.

Января в 18-й день. Приехал обедать в город Оршу, от Переволочни 6 миль польских. Город Орша место было немалое, замок был каменный, а ныне развалился, и в городе все пусто стоить. Орша на реке на Днепре. В Орше 4 кляштора римских, иезуитский, бернадинский, доминиканский, францисканский, а кроме того римских костелов нет, и народу больше греческой веры, церкви все греческие, униатов и церквей их в Орше нет. В Орше на другой стороне реки Днепра есть монастырь греческой веры, зовется Кутейский (Кутеинский), тут же и другой такой же; в одном живут монахи, в другом - монахини, в том и чудотворный образ Пресвятой Богородицы Смоленской. В Орше я ночевал для того, что лошади фурманские, на которых я ехал, пристали.

Января в 19-й день. Под Оршею переехал Днепр реку по льду и приехал обедать в город Дубровну, от Орши 3 мили польских. Город Дубровна не гораздо велик, около его вал земляной на реке на Днепре. В том городе три церкви греческих деревянные; одна во имя чудотворца Николая, строения изрядного. В Дубровне люди живут мало – не все греческой веры, униатской нет ни одной церкви.

В том же городе один костел римский, при нем живут бернадины; в том городе немало жидов пребывают домами. Того же числа приехал ночевать в село Баево, от Дубровны 5 миль польских. Под Дубровною я Днепра не переезжал.

Января в 20-й день. От села Баева отъехал полмили польской, приехал на границу московскую к реке Ивате. Та речка граничит московское государство с княжеством литовским; и приехал обедать того дня в дворцовое село Зверовичи, от Баева 2 мили польских. Того же числа приехал в село Красное.

Января в 21-й день. Приехал обладать в Смоленск.

Января в 27-й день. Приехал в 3-м часу ночи в царствующий град Москву в дом свой в добром здоровье, за что благодарил Всемилостивого Господа Бога и Пресвятую Богородицу и угодников Божьих, что из таких далеких краев и из нужного странствия волею Божескою возвратился в отечество свое в добром здоровье.


Комментарии к “Путевые заметки стольника П. А. Толстого о Могилеевской губернии в 1697—1699 гг. ”

test alex – 11 января 2012

qweqwe alex – 11 января 2012